Проповедь епископа Максимилиана в Родительскую субботу

17.02.18г в Соборе Рождества Христова города Братска

Дорогие братия и сестры, все мы хотим, чтобы у наших усопших сродников и близких участь на Небесах была блаженной, но не всегда понимаем, каким образом мы можем им помочь. Всем известно, что нужно молиться об ушедших в мир иной, но мы не до конца уяснили себе, в чем суть этой молитвы и в чем сила ее благодатной помощи нашим усопшим родным.

Господь Иисус Христос пришел спасти человечество. Почему спасение стало необходимым? В чем заключалось это спасение?

В лице наших праотцев Адама и Евы все мы, люди, были с Богом. Люди были сотворены Богом. Господь взял персть от земли и вдунул Дух Свой – то есть человек является и земным, и небесным одновременно. По телу он земной, а по душе – Бог, потому что сотворен по образу Божию и Духом Божиим.

Когда Адам и Ева по причине преслушания Заповеди отступили от Господа, когда они сами захотели быть как боги, а не находиться в спокойном и ровном общении с Богом, - они тем самым умертвили в себе божественную составляющую, захотели служить самим себе, своей самости, своему телу. Тогда человек был изгнан из Рая и отправился в своё историческое путешествие, когда все прежнее для него было нарушено, и в его жизнь тлетворно вошла смерть.

Именно с этого момента появилась смерть: когда человек свою божественную составляющую отринул.

И как можно было вернуться нам, божественным созданиям, к Богу? Ведь Господь сотворил нас не случайно и не просто так, а для того, чтобы мы жили, и чтобы жили в радости, и чтобы жили с Ним.

Поэтому в мире воплощается Господь наш Иисус Христос. Святой Афанасий Великий говорит: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Действительно, те люди, которые следуют за Христом; те, кто живет Его Заповедями; кто причащается Тела и Крови Христовых, наследуют Его Божество. Мы наследуем и Его Человечество, и Его Божество, ведь Он – совершенный Богочеловек.

Каждый из нас, проживая жизнь, приходит к своему последнему дню, когда умирает тело. Душа не умирает – ни в коем случае. Она бессмертна, потому что создана по образу и подобию Божию. Но вот какова она, насколько она жива пред входом в Божественный мир? Ее состояние – это отражение того, как мы жили и что мы делали в мире земном; насколько мы стремились угождать не себе, не своему телу, а душе Божественной: насколько мы жили идеей спасения, стремились к Нему… Все это и показывает наш последний день: какими мы стали, каков итог нашей жизни на земле.

Человек был создан из души и тела специально, чтобы реализовалась его свобода; чтобы он мог выбрать: либо служить себе самому, своим плотским желаниям, - либо воспитывать в себе Божественное и оставаться с Богом. В этом смысл человеческой свободы.

Когда человек умирает, он, по сути, уже не является в полном смысле слова человеком, потому что он теряет свое тело – он остается одной душой. В отсутствии свободы выбора между служением интересам души и тела он теряет возможность собственного духовного делания и покаяния и остается в состоянии ожидания Страшного Суда. Сам для себя он уже ничего не может сделать в том мире. Остается только молиться за него.

А что есть молитва? Для определения Вечной участи человека важен только его собственный выбор, сделанный им в земной жизни: что он делал доброе, духовное, то и формирует его будущее, то и наполняет духовное содержание его души: показывает, насколько он приблизился к Богу, насколько он Божий. В этом и заключается большой смысл: когда мы молимся за своих близких, это помогает им самих себя спасать. Почему?

Если человек оставил на земле что – то доброе, за что люди его благодарят, - они за него молятся. Ведь остались его потомки по плоти, которые, по сути, тоже есть он сам – этот человек. И их молитва за него – это тоже его дела, его вклад в воспитание детей и внуков. Получается, что это его молитва. Это то, что он сделал на земле, и плоды своего труда получает уже в другом мире. А если человек был грешен на земле, совершил постыдные поступки, не воспитал должным образом своих детей, тогда дети за него не молятся, а часто многие даже проклинают, осуждают таких своих родителей, что еще больше истощает духовную составляющую души усопшего.

Существует также огромное количество людей, которые оставили после себя соблазнительные идеи на все последующие века: написали искусительные книги, создали искусительные примеры. И люди, которые увлекаются этими идеями и отходят от пути спасения, тем самым свидетельствуют против того человека – ему становится хуже в ином мире.

Вот в чем заключается то изменение, которое происходит с душой человека после его физической смерти. Человек сам за себя свидетельствует. Его потомки, его дела любви говорят о плодах его жизни. Если человек совершил на земле дело настоящей любви – то есть жертвенный поступок – за него обязательно помолится благодарная душа. И это тоже его собственное дело.

Поэтому давайте прежде всего думать о том, что мы божественны, что мы должны вернуться к своему Создателю и жить не просто как какие – то творения Божии, которые немного отличаются от животных и которым Господь обещал Жизнь Вечную. Надо помнить о нашем предназначении – мы должны вернуться к Своему Богу – в радость общения и жизни с Ним. И, конечно, помнить о том, что дела нашей прожитой жизни и молитвы наших детей будут свидетельствовать о нас. То, что мы, может быть, не доделали в этой жизни, завершит наша любовь.

Да благословит вас Господь.

Автор: Пресс-служба Братской епархии
 
По теме
Иркутский областной краеведческий музей имени Муравьева-Амурского с 30 марта приглашает иркутян и гостей города на новую выставку «Именины Ивана Степановича» в выставочный отдел «Музейная студия».
24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, епископ Братский и Усть-Илимский Константин  совершил Божественную литургию в  соборе в честь Рождества Христова  города Братска.
23 марта 2024 года, в субботу Седмицы 1-ой Великого Поста, после вечернего Богослужения  епископ Братский и Усть-Илимский Константин  в сослужении клириков храма возглавил чин Литии в  соборе в честь Рождества Христова  
В гости – на ифтар! - Чунский район Сегодня воспитанники чунского детсада № 2 побывали на детском ифтаре. Ифтар - это вечерний приём пищи у мусульман во время святого месяца Рамадан.
Чунский район
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС
Сибирская проза языком хореографии - Газета Шелеховский вестник На втором Всероссийском театральном фестивале им. Валентина Распутина, который прошёл в Иркутске с 15 по 21 марта, молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» из Барнаула показал постановку,
Газета Шелеховский вестник