5-й Конгресс проректоров по воспитательной работе прошел в Москве

kongress
kongress
kongress
kongress
Фото: brstu.ru

Братский государственный университет на Всероссийском конгрессе проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования представляла Галина Павловна Плотникова, заместитель проректора по учебной работе БрГУ, член Совета проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования Российской Федерации. Она выступила на второй секции конгресса с докладом "Гармонизация межнациональных отношений в воспитательном процессе обучающихся на примере Братского государственного университета". Работа БрГУ в этом направлении признана одной из наиболее эффективных в России, так как сделан акцент на межведомственное взаимодействие, что согласуется с политикой нашего государства.

С 20 по 22 октября в Москве проходило крупнейшее общероссийское мероприятие, позволяющее обсудить актуальные вопросы планирования стратегии и реализации воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования - 5-й Конгресс проректоров по воспитательной работе.  В нём приняли участие проректоры по воспитательной работе и руководители соответствующих подразделений из более 700 вузов  России. Конгресс нацелен на то, чтобы обеспечить системный подход к воспитанию студенческой молодёжи, обобщить имеющийся опыт, выявить и обсудить наиболее спорные и сложные моменты, а также предложить инновационные подходы и технологии в работе, в том числе и с современными вызовами.

В работе вышеназванного форума приняли участие руководители различных правительственных структур России, в частности  экс-директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки, ныне помощник руководителя Федерального агентства по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Александр Страдзе, врио руководителя Федерального агентства по делам молодёжи Алексей Паламарчук, член рабочей группы по выполнению поручений Президента Российской Федерации "Об уточнении воспитательного компонента федерального государственного образовательного стандарта" Елена Брызгалина.

К организаторам, почётным гостям и участникам конгресса обратился председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев: "Ваш форум традиционно собирает представителей университетов, академий и институтов практически из всех регионов страны. И вопросы, которые вы обсуждаете, очень важны для современной России, ведь вы отвечаете за воспитательную работу среди почти пяти миллионов студентов. А это - будущие специалисты, которые уже завтра придут на производство, в бизнес или на государственную службу, будут работать в здравоохранении, образовании и социальной сфере".

В  рамках работы конгресса было  организовано пять секций. Первая - "Внедрение стандарта организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования". Надо сказать, что государство определило в Федеральном законе 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, поставив на первое место процесс воспитания. И именно внедрение стандарта стало одним из ключевых вопросов, который позволит сформировать единую систему работы и объективной оценки состояния и результатов воспитательной деятельности в системе высшего образования.

Единство обучения, воспитания, образования и развития в высшем образовании признано одной из важнейших закономерностей, присущих целостному педагогическому процессу, и обеспечивается целенаправленными усилиями его субъектов. В воспитании, в процессе обучения, исключительную роль играет преподаватель. Воспитательный эффект во время учебных занятий представляет собой воздействие всего хода педагогического процесса на становление личностных качеств студента. Профессионализм преподавателя вуза должен оцениваться не только по качеству изложения учебного материала, но и по воспитательному эффекту проводимых занятий (обратная связь). Молодёжь подчас неосознанно перенимает черты характера наставника-педагога, его видение окружающего мира. Процесс интеграции обучения и приоритетных направлений воспитательной деятельности (духовно-нравственное, профессиональнотрудовое, гражданско-патриотическое, государственно-правовое, эстетическое, экологическое, физическое воспитание) реализуется через учебные дисциплины.

Вторая секция была посвящена актуальным вопросам организации патриотического воспитания, профилактики асоциальных явлений и экстремизма. Обсуждались вопросы, касающиеся формирования ценностного отношения студенческой молодёжи к историко-культурному наследию нашей страны, вопросы противодействия манипулятивным информационным технологиям, научно-методическое сопровождение системы патриотического воспитания, вопросы противодействия экстремизму и асоциальным явлениям в студенческой среде, предупреждения вовлечения студенческой молодёжи в деятельность деструктивных организаций. Стоит отметить, что вовлечение обучающихся вузов в запрещённые организации уже происходит в отдельных регионах (отмечен Новосибирск), поэтому, во избежание подобных прецедентов в нашей стране, налажены связи социального партнерства с институтом стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов, разработавшим дискуссионную программу для студентов по информационной безопасности "Сценарии будущего России".

Третья секция работала по направлению развития деятельности студенческих объединений в социальном партнёрстве с администрацией. Президент России Владимир Путин отмечает: "Студенческое самоуправление - это не только решение конкретных задач, но и хорошая школа, помогающая воспитывать самостоятельность и ответственность, приобретать ценный управленческий и организаторский опыт". С точки зрения Российского союза студентов, функции, направления и формы студенческого самоуправления должны насчитывать 17 составляющих. Это участие в управлении учебным заведением, содействие организации эффективного учебного процесса и научно-исследовательской работы студентов, участие в решении социально-правовых проблем студенческой молодёжи, организация досуга и отдыха, создание единого инфокоммуникационного и информационного пространства для студентов и т.д.

На четвёртой секции рассматривались проблемы формирования условий  реализации общественного потенциала и социокультурных компетенций студенческой молодёжи. Это развитие системы социальной поддержки и стипендиального обеспечения студентов, нормативно-правовые основы комплексной поддержки молодых семей, организация деятельности по формированию ЗОЖ (здорового образа жизни)  и развитие комплекса ГТО (готов к труду и обороне), развитие трудовой активности молодых людей в профильных студенческих отрядах, формирование общекультурных компетенций во внеучебной деятельности.

Пятая секция называлась "Совершенствование кадровой политики образовательных организаций высшего образования как фактор построения экономики знаний". Рассматривались профессиональные стандарты преподавателя высшей школы в контексте развития воспитательной деятельности, переход на эффективный контракт.

Спикеры и участники конгресса отметили чрезвычайную важность и своевременность поднятых вопросов, актуальность обсуждаемых тем.

 
По теме
Инструментальный ансамбль «Экспромт» Центра творчества Байкальского госуниверситета пригласили принять участие в праздничном патриотическом мероприятии, посвященном 90-летию со дня основания Иркутского топографического отряда.
27 марта 2024 г. в Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области состоялось рабочее совещание,
Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Новосибирского государственного технического университета приглашает сотрудников и преподавателей АнГТУ пройти обучение по следующим программам дополн
Лучший ученик района – 2024 - Администрация Шелеховского района Муниципальный этап регионального конкурса «Ученик года – 2024» прошёл 25 и 26 марта в Большелугской школе № 8. Дипломом победителя награждён Александр Сурду, учащийся 10 класса Шелеховского лицея.
Администрация Шелеховского района
Орлята едут в «Океан» - Газета Шелеховский вестник Гимназисты из 4а класса стали участниками проекта «Орлята России»  для начальной школы и выиграли поездку с 5 по 18 мая во Всероссийский детский центр «Океан».
Газета Шелеховский вестник
Региональный научно-методический семинар - ВСГАО 27 марта 2024 года в рамках #неформальных каникул кафедрой технологий, предпринимательства и методик их преподавания Педагогического института #ИГУ был организован для директоров, заместителей,
ВСГАО
Девочка с гитарой пропала в Иркутске - ИА Альтаир В Иркутске пропала 14-летняя Мария Гантимурова. 28 марта после 15.00 она вышла из здания на улице Безбокова в Свердловском округе, где  у неё были занятия, и ушла в неизвестном направлении.
ИА Альтаир
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС
Сибирская проза языком хореографии - Газета Шелеховский вестник На втором Всероссийском театральном фестивале им. Валентина Распутина, который прошёл в Иркутске с 15 по 21 марта, молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» из Барнаула показал постановку,
Газета Шелеховский вестник