Учиться никогда не поздно!

Дни осенних школьных каникул в этом году прошли для учителей Православной гимназии города Братска не совсем обычно: они сами попробовали себя в роли учеников. По благословению Епископа Братского и Усть – Илимского Максимилиана для них были проведены курсы повышения квалификации «Основы Православного мировоззрения».

С идейным вдохновителем этих курсов – директором гимназии протоиереем Андреем Скрынько – беседует корреспондент Епархиального Детского Центра журналистики Анастасия Шарыпова – Вессели, ученица 8 класса Православной гимназии.

•  Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, с какой целью  были проведены  курсы  для учителей?

Православная гимназия – это школа, которая должна воспитывать в человеке православное мировоззрение. Это могут делать только люди, сами имеющие православное мировоззрение. Его невозможно взять откуда-то в готовом виде, его надо взращивать в себе. Цель этого курса - помочь человеку осознать себя и мир вокруг себя по-христиански. Естественно, мы надеемся, что в результате с этим осознанием, с этим воззрением на мир педагоги на своих уроках смогут качественнее и больше передавать вам то главное содержание, ради чего школа существует.

•  Какие занятия можно было увидеть в расписании педагогов?

Предметы не имели названий, привычных для богословия дисциплин, как это, например, принято в семинарии. В целом они соответствовали той области знаний, о которой мы хотели поговорить.. Были сведения из области Литургики (науки о Богослужении), из области догматики (об истинах веры), из области Церковного Права и дисциплины, которую мы можем называть Основным Богословием или Нравственным Богословием. Всё это было представлено в виде уникальной смеси, которой программы отдельно взятых дисциплин, развёрнутых во времени, буквально не соответствовали. Перед нами стояла задача сжато, комплексно рассказать обо всём, дать базовое представление.  Это базовое представление было составлено из разных богословских дисциплин.

Вот какое расписание было у наших учителей:

Понедельник 30 октября

1

09.00-10.20

Еп. Максимилиан

Вводная лекция. Беседа о значении личной христианской позиции в работе педагога.

2

10.35-11.55

Прот. Андрей Скрынько

Вера и религия:

Свойство души, качество души, её развитие. Человек верующий и религиозный – в чем разница. Источники христианского знания и опыта; личное и общее в религии; верить «по-своему» или «как все».

обед

3

12.25- 13.45

Иер. Иоанн Афонин

Символ веры, Заповеди Божии.

Что такое религия.

4

14.00-15.20

Иер. Антоний Васильев

Церковь - мистический и внешний элементы, аналогии в определении, границы. Церковная иерархия, церковный этикет.

 

 

Вторник 31 октября

1

09.00-10.20

Иер. Антоний Васильев

Духовное руководство и духовничество; воцерковление; оккультизм и магизм в православной действительности.

2

10.35-11.55

Прот. Андрей Скрынько

Факт, чудо и миф – что важнее? Чем похожи и чем отличаются от веры наука и мифология. Священное Писание и Предание – что именно они сообщают нам? Как нужно работать со Священным Писанием.

обед

3

12.25- 13.45

Иер. Иоанн Афонин

История и сравнение религий.

Отличие Православия от иных религий.

4

14.00-15.20

Прот. Дмитрий Филиппов

Молитвенное правило. Для чего нужно молиться и что такое молитва. Экспромт и личный опыт. Важность богообщения для духовной жизни и спасения. О молитве домашней, частной и молитве общественной, храмовой. Какие бывают храмовые молитвы. Богослужение

 

Среда 1 ноября

1

09.00-10.20

Прот. Дмитрий Филиппов

Общественное богослужение. Таинства. Крещение, обязанности крестных, как приготовиться к Крещению. Исповедь и Причастие: суть таинств и подготовка.

Таинства Брака, соборования (Елеосвящения). Кто не может участвовать в Таинстве. Зачем мы мажемся маслом.

2

10.35-11.55

Иер. Антоний Васильев

Храм - внешнее и внутреннее устройство, символика и значение. Роль общины в жизни храма. Устройство прихода.

обед

3

12.25- 13.45

Прот. Андрей Скрынько

Почему все так и с чего все начиналось (Немного о христианской антропологии): «Состав» (структура) верующего человека. Что надо иметь в виду, когда мы выстраиваем общение с другим человеком.

4

14.00-15.20

Прот. Андрей Чесноков

Предание - жизнь Церкви.

Каноны: история, круг вопросов, практика.

Брачное право: препятствия к браку, причины для развода.

 

Четверг 2 ноября

1

09.00-10.20

Прот. Андрей Скрынько

Источники веры внутри и вне человека. Как приобрести религиозный опыт. Чем можно питать и укреплять веру. Как вера может и должна отражаться в нашей деятельности.

2

10.35-11.55

Прот. Дмитрий Филиппов

Подготовка христианина к смерти. Обряд погребения, отпевание. Зачем нужна «земелька» при отпевании.

О необходимости освящения предметов обихода, икон и т.д.

обед

3

12.25- 13.45

Иер. Иоанн Афонин

Начало Церкви. Церковь гонимая.

Победа христианства. Вселенские Соборы.

4

14.00-15.20

Прот. Андрей Чесноков

Социальная концепция РПЦ – обзор.

Церковь, государство, общество.

Биоэтика.

 

Пятница 3 ноября

1

09.00-10.20

Иер. Иоанн Афонин

Отделение и раскол Западной Церкви.

Русская Церковь.

Церковь в XX – XXI веках.

2

10.35-11.55

Прот. Андрей Чесноков

Приход, приходская жизнь.

обед

 

12.30-14-30

Круглый стол

 

•  Кто  же справился с такой непростой задачей и был преподавателем этих дисциплин?

Свет нации – лучшие отцы Епархии (батюшка улыбается – прим.автора): отец Дмитрий Филиппов, отец Иоанн Афонин, отец Антоний Васильев, отец Андрей Чесноков и я. Пять человек - ведущие в епархиальной образовательной сфере, самые заметные и значимые личности. Поэтому представительство было хорошее. В нашей Епархии это, наверно, максимально возможный уровень представительства.

•  Как Вы можете оценить результаты курсов?

Оценки давать пока рано. Единственное, что могу сказать: отцы подошли к вопросу преподавания очень заинтересованно, они с радостью откликнулись, и это безусловная позитивная оценка происходящего. Ощущалась несомненная заинтересованность педагогов при том, что на каникулах очень хочется отдохнуть, а пришлось работать очень напряжённо. Тем не менее, их работа была всё время на высоте, уровень интереса был всегда максимальный. Наверное, это пока единственная оценка: учителя остались очень довольны и благодарны, что им этот курс предложили.

Оценивать нужно результат, который будет проявлен или не проявлен в работе, а это очень непросто, потому что качественное изменение личности человека не происходит так скоро, «вдруг». Напротив, оно, постепенно накапливаясь, порождает новые цели в его поступках и новые виды поступков. Это также ожидается в перспективе – проявится или не проявится. Конечно, хочется, чтобы проявилось.

Во всяком случае, у нас будет предварительная возможность оценить результат, когда педагоги будут сдавать свои домашние работы. Каждому из них было поручено в течение месяца выполнить домашнее задание, используя те знания, которые они  получили на курсах. Тогда мы сможем хотя бы увидеть, усвоены эти знания или нет, на каком уровне усвоены. А дальше будем искать продолжение всему, что было, таким образом, чтобы  применение приобретенного содержания и опыта находило свое отражение именно в профессиональной сфере, в предметной деятельности учителей. Хотя, безусловно, программа – максимум проявляется не в предметной деятельности, а в личной жизни человека. Если его личная жизнь перестраивается благодаря полученным знаниям, то это максимально возможная оценка нашего труда. Тогда, безусловно, будет перестраиваться и профессиональная деятельность учителя.

•  Будут ли эти курсы иметь продолжение?

Мы хотели бы продолжить, тем более что поступали многочисленные просьбы об этом. Сейчас  был заложен фундамент - надо строить здание. Надо стремиться к большему, то есть должны быть движение, динамика: знание, которое не используются, в частности, для получения нового знания, умирает – оно просто исчезает. Нам же нужно, чтобы оно жило – значит, нужно с ними работать дальше.

•  Обязательным ли было посещение этих курсов для всех учителей гимназии?

Был обозначен круг педагогов, для которых посещение было обязательным, остальные приглашались по своему желанию.

После беседы с отцом Андреем стало любопытно, какие размышления и отзывы вызвали проведенные занятия в учительской среде, поэтому мы обратились к педагогам с просьбой высказать свои впечатления от участия в курсах. И вот что нам удалось услышать:

  • Курсы были очень познавательными. Они обогатили мою духовную жизнь; очень полезны.
  • Было очень интересно и полезно познакомиться с представителями нашей Братской Епархии, много важной информации по православным вопросам подчерпнула для себя. Обязательно буду применять знания, полученные на практике, в работе и в жизни.
  • Очень благодарна нашей администрации во главе с директором о. Андреем Скрынько за организацию данных курсов, так как они духовно меня обогатили и заставили о многом задуматься.
  • Наши осенние курсы можно назвать расширением души. Я не пропустила даром ни минуты, ежедневно принимала в себя "большую дозу сильных впечатлений".
  • Спасибо отцу Андрею Скрынько, который организовал и спланировал, отцу Иоанну Афонину, отцу Антонию Васильеву, отцу Дмитрию Филиппову, отцу Андрею Чеснокову, наделенным мудростью, воображением, способностью любить и совестью.

    Что я поняла? Человек способен строить планы и организовывать окружающий его мир, умеет любить и размышлять, наделён совестью и имеет представление о прошлом, настоящем и будущем. В отношении умственных и нравственных способностей и возможностей человека отражает качества своего Небесного Отца.

  • Вы когда-нибудь задумывались о том, что Русская Православная Церковь - это не просто здание на территории города, это крупнейшие религиозные объединения на территории России, и не только? Это что-то большее, чем мы себе представляем.
  • "Ученье - свет, а неученье - тьма", смысл этой поговорки раскрылся для меня по-новому, после курсов. Благодаря тому, что нашими преподавателями были разные священники образ и понятие Церкви и того, что такое православный мир, раскрылись для меня по-новому. Появилась отличная возможность взглянуть на обычаи и традиции Русской Православной Церкви под другим углом, не из уст бабушек, а из уст тех, кто имеет специальное образование.

    Осмелюсь предположить, что эти курсы смогут помочь человеку узнать и понять не только всю широту Русской Православной Церкви, но и раскрыть в себе образ Божий.

  • Курсы дали возможность заглянуть в глубину своей души, сверить ее «содержимое» с идеалами Православной веры; задать себе вопрос, насколько во мне есть личная вера и личная связь с Богом; насколько я христианка и член Церкви – не только храма, куда я хожу на службы, но и Церкви как Вечного Божественного Установления, где все мы вместе во имя Господа: и усопшие, и святые, и ныне живущие; почувствовать величие христианства и тянуться к его идеалам изо всех сил души и воли.
  • Мы желаем отцу Андрею, всем  батюшкам, проводившим лекции,  и ученикам – педагогам гимназии - Божией помощи, радости и терпения в деле духовного возрастания, неиссякаемой любознательности, новых открытий и творчества в делах!

     Посмотреть фотоальбом.

     

     

     

    Автор: Пресс-служба Братской епархии
     
    По теме
    Иркутский областной краеведческий музей имени Муравьева-Амурского с 30 марта приглашает иркутян и гостей города на новую выставку «Именины Ивана Степановича» в выставочный отдел «Музейная студия».
    24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, епископ Братский и Усть-Илимский Константин  совершил Божественную литургию в  соборе в честь Рождества Христова  города Братска.
    23 марта 2024 года, в субботу Седмицы 1-ой Великого Поста, после вечернего Богослужения  епископ Братский и Усть-Илимский Константин  в сослужении клириков храма возглавил чин Литии в  соборе в честь Рождества Христова  
    Народный календарь 20 марта Павел Капельник. В этот день отмечается память двух святых с одинаковыми именами: преподобного Павла Простофилоса, жившего в IV веке, и святителя Павла Исповедника, епископа Прусиадского,
    В гости – на ифтар! - Чунский район Сегодня воспитанники чунского детсада № 2 побывали на детском ифтаре. Ифтар - это вечерний приём пищи у мусульман во время святого месяца Рамадан.
    Чунский район
    Вспышку гепатита А выявили в новосибирской школе №190 - Baikal24.Ru В Новосибирске в школе №190 в Академгородке выявили несколько случаев заболевания гепатитом А. Диагноз подтвердился у трех учеников, сообщает местное издание "Родные берега" со ссылкой на департамент образования.
    Baikal24.Ru
    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
    Город Зима
    Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
    ЦБС города Братска